Информация по исполнению областного бюджета за 2022 год.

Информация  по исполнению областного бюджета за 2022 год

 

В целом по области, проведенного анализа по основным показателям социально-экономического  развития 2022 года ревизионной комиссией, показывает что отмечены темпы роста  по социально-экономическим  показателям.

Промышленность
В январе-декабре 2022 года общий объем промышленной продукции в области составил 866,6 млрд. тенге.
Горнодобывающая отрасль произвела продукции на 425,5 млрд. тенге, что составляет 49,1% от общего объема промышленной продукции.
Индекс физического объема произведенной продукции в обрабатывающей промышленности (доля 43,6%) составил 94,1%, что соответствует объему производства на 377,9 млрд. тенге.
Объем продукции в области по электроснабжению, подаче газа, пара и кондиционированию воздуха составил 52,7 млрд. тенге, что соответствует индексу физического объема на уровне 89,1%.
В сфере водоснабжения, канализации, контроля за накоплением и распределением отходов была произведена продукция на 10,5 млрд. тенге, что составляет 102,8% к соответствующему периоду 2021 года.

Сфера инвестиций
На развитие экономики области было направлено 739,5 млрд. тенге инвестиций, что составляет 108,6% к аналогичному периоду прошлого года.
Доля собственных средств составила 58,4% или 431,9 млрд. тенге, заемных средств — 4,1% или 30,1 млрд. тенге.
Значительная доля инвестиций в основной капитал приходится на сферу строительства зданий и сооружений (77,2%).

Строительство
Объем строительных работ составил 350,9 млрд. тенге, или 104,6% к соответствующему периоду прошлого года.
На развитие жилищного строительства направлено 118,8 млрд. тенге инвестиций, или 92,9% к аналогичному периоду прошлого года.
Общая площадь введенного жилья составила 864,1 тыс кв метров и составила 104,6% к соответствующему периоду прошлого года.

Внешняя торговля
В январе-ноябре 2022 года объем внешнеторгового оборота Туркестанской области составил 537,5 млн. долл. США или 105,6% к соответствующему периоду 2021 года.

Сельское хозяйство
По итогам 2022 года валовой выпуск продукции (услуг) сельского, лесного и рыбного хозяйства Туркестанской области составил 1 036,5 млрд тенге и составил 100,7% к соответствующему периоду прошлого года.
Валовая продукция животноводства — 396,9 млрд. тенге, валовая продукция растениеводства — 632,8 млрд. тенге, услуг в сфере сельского хозяйства — 1,2 млрд. тенге.
Кроме того, по области в 2022 году поголовье крупного рогатого скота составило 1 035,2 тыс голов, мелкого рогатого скота — 4 530 тыс голов, лошадей — 385,3 тыс голов, верблюдов — 36,8 тыс голов, свиней — 2,3 тыс голов, птицы — 1 885,7 тыс штук.
При этом мы видим, что по сравнению с 2021 годом количество основных видов сельскохозяйственных животных и птиц снизилось.
Так, крупный рогатый скот составляет — 94,4 тыс. голов (в 2021 году было- 1 129,6 тыс. голов), мелкий рогатый скот — 247 тыс. голов (в 2021 году было- 4777 тыс. голов), лошадей — 4,6 тыс. голов (в 2021 году было — 4,6 тыс. голов), свиней — 1,9 тыс. голов (в 2021 году — 4,2 тыс. голов), а производство птиц уменьшилось на — 411,4 тыс. голов.
Учитывая, что жизнедеятельность, социально-экономическое развитие большей части населения Туркестанской области, уровень благосостояния населения тесно связан с сельскохозяйственной отраслью, вышеуказанный показатель развития сельского хозяйства может способствовать ухудшению уровня жизни населения.
При этом дефицит сельскохозяйственных товаров, безусловно, повлияет на удорожание потребительских товаров и продуктов питания.

Занятое и безработное население
В III квартале 2022 года численность безработных, выявленных по методологии Международных организаций труда (МОТ) по Туркестанской области, составила 43,4 тыс. человек, уровень безработицы — 5,3%. Экономически активное население с численностью 819,7 тыс. человек, из которых 416,8 тыс. человек или 53,7% наемных работников от общей численности занятых, 323,1 тыс. человек — индивидуальных предпринимателей, 34,1 тыс. человек — независимых работников, 2 тыс. человек — занимающихся частной практикой и 0,3 тыс. человек — учредителей (участников) хозяйственных товариществ учредителями, акционерами (участниками) акционерных обществ, а также физическими лицами, являющимися членами производственных кооперативов.  Кроме того, в качестве безработных в органах занятости на конец декабря 2022 года официально зарегистрировано 15,1 тыс. человек.

Общественная безопасность
Согласно статистической информации, в 2022 году по области зарегистрировано 5 929 единиц преступлений или по сравнению с 2021 годом увеличение произошло на 87 единиц (общее количество зарегистрированных преступлений в 2021 году — 5 842 единицы).
Преступления против лиц — 451 (умышленные убийства — 37), преступления против собственности — 3598 (кражи-1417), преступления против общественной безопасности и общественного порядка — 392 (хулиганство-183), преступления против здоровья и нравственности населения — 405 (преступления, связанные с наркотиками-373), преступления в сфере экономики — 33, транспортные преступления – 413.
Для того, чтобы Туркестанская область стала безопасной зоной и духовно развитой туристической средой, а также обеспечить комфортность жизни, важно устранить указанные ниже недостатки и не ждать времени.
В ходе анализа состояния общественной безопасности мы видим, что в целях снижения совершаемых в области преступлений мероприятия не проводились должным образом.

Доступная инфраструктурная система
В ходе анализа инфраструктурных систем Туркестанской области была выявлена необходимость активизации работ по обеспечению доступа к централизованным газовым, питьевым и канализационным системам. На 2022 год в регионе централизованная питьевая вода доступна была 2 025 296 человек, однако 93 767 человекам эти блага недоступны.
По системе канализации имеется доступ для 312 973 человек, численность недоступного населения данной системы составила 1 806 090 человек и имеет очень слабый показатель. Кроме того, в 2022 году в регионе доступ к централизованному газоснабжению имели 1 557 919 человек, что составляет 70,9% населения региона, в то время как 561 144 человек не имеют доступа к данной услуге.

Образования
По итогам 2022 года в области создано 7 (семь) единиц аварийных, 15 (пятнадцать) единиц трехсменных и 39 единиц саманных и адаптированных школ. Всего в этих школах обучаются 26 133 учащихся. Качественное образование является гарантией капитала качественных людей, и подобное состояние образовательных учреждений нашего региона может оказать негативное влияние на формирование будущего общества. То есть, если 21830 учащихся получают образование в школах с плохой инфраструктурой, а 4303 учащихся вынуждены учиться в учебных заведениях типа «Саманных», которые были построены в XX веке, то это может стать серьезной проблемой.
Следовательно, состояние (состояние) материально-технической базы и организации образования, администратором бюджетной программы в области образования аналитическая работа (изучение) не проводилась. Вместе с тем, заметим, что при бюджетном планировании в первую очередь не уделено должного внимания приоритетным направлениям. В результате по итогам 2022 года количество аварийных школ значительно увеличилось.

Подводя итоги, в социально-экономическом развитии области есть ряд ключевых проблемных вопросов. В центре внимания должно быть замещение вышеуказанных недостатков, превращение нашего региона в духовно развитую, безопасную зону, качественный и благоприятный уровень жизни, высокий уровень благосостояния населения.
 
-Исполнение доходов местных бюджетов
Бюджет Туркестанской области на 2022 год утвержден решением Туркестанского областного маслихата от 10 декабря 2021 года № 13/122-VII «Об областном бюджете на 2022-2024 годы».
В 2022 году областной бюджет уточнен 5 раз и скорректирован 13 раз. По итогам 2022 года выполнение параметров составило: по поступлениям — 1 298 265 835,8 тыс. тенге или 100% к плану, по расходам — 1 300 572 299,5 тыс. тенге или 99,9% к плану.
Наибольший вклад в структуре поступлений составляют трансферты из республиканского бюджета — 71,6% (в 2021 году — 65,6), собственные доходы — 5,2% (в 2021 году — 4,1), трансферты из нижестоящих бюджетов — 17,7% (в 2021 году — 19,6), погашение бюджетных кредитов — 3,0% (в 2021 году — 1,9), поступления займов — 2,5% (в 2021 году — 8,8).
План налоговых поступлений в областной бюджет в 2022 году утвержден в сумме 31 383 940,0 тыс. тенге, в течение финансового года скорректированный бюджет согласно внесенным изменениям составил 53 869 164,0 тыс. тенге, по итогам года выполнение исполненного или скорректированного бюджета составило 102,3%. Основной объем налоговых поступлений обеспечен индивидуальным подоходным налогом и социальными налогами — 97,7%.
При перевыполнении плана по налоговым поступлениям из 2 видов поступлений план не выполнен на сумму 142 765,5 тыс. тенге.
План неналоговых поступлений в областной бюджет на 2022 год утвержден в сумме 3 573 221,0 тыс. тенге, скорректированный бюджет согласно внесенным изменениям в течение финансового года составил 14 251 555,0 тыс. тенге, по итогам года исполнен на 12 394 833,4 тыс. тенге или не выполнен план на 1 856 721,6 тыс. тенге.
По неналогому поступлениюпланы по 10 видов налоговых платежей перевыполнены, по  3-м видам не были выполнены.
План поступлений от продажи основного капитала в 2022 году утвержден в сумме 5 323,0 тыс. тенге, в течение финансового года скорректированный бюджет согласно внесенным изменениям составил 50 000,0 тыс. тенге, по итогам года исполнение исполненного или скорректированного бюджета составило 63 574,3 тыс. тенге или 127,1%.
В 2022 году поступление трансфертов утверждено в сумме 995 226 313,0 тыс. тенге, скорректированный бюджет на конец года составил 1 158 315 249,0 тыс. тенге, фактически полностью и своевременно исполнено на 1 158 315 248,1 тыс. тенге.

— Оценка расходов местных бюджетов Утвержденный объем областного бюджета по расходам составил 1 095 942 390,0 тыс. тенге, в том числе затраты — 1 042 238 942,0 тыс. тенге (95,1%), бюджетные кредиты — 3 487 447,0 тыс. тенге (0,3%), погашение займов — 50 216 001,0 тыс. тенге (4,6%).
В областном бюджете большая часть средств направлена на образование — 39,5%, жилищно-коммунальное хозяйство — 9,8%, прочие — 5,8%, сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо охраняемые природные территории, в области охраны окружающей среды и животного мира, земельных отношений — 4,1%, на социальную помощь и социальное обеспечение — 3,4%, на транспорт и коммуникации — 3,3%, культуры, спорта, туризма и информационного пространства — 2,9%, промышленности, архитектуры, градостроительной и строительной деятельности — 2,1%, общественного порядка и безопасности, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность — 1,8%, здравоохранение — 1,7%.
Расходы областного бюджета на 2022 год освоены на 99,9% или на 1 301 433 079,0 тыс. тенге в скорректированном бюджетном плане 1 300 572 299,5 тыс. тенге. Сумма неисполнения составила 860 779,5 тыс. тенге, в том числе экономия бюджетных средств составила 224 682,6 тыс. тенге (14 056,7 тыс. тенге за счет государственных закупок, 8 590,5 тыс. тенге за счет свободных мест, 202 035,4 тыс. тенге за счет других причин), неосвоенные средства — 636 096,9 тыс. тенге.
По итогам 2022 года не освоенные средства 636 096,9 тысяч тенге, сложились по следующим причинам: 351 873,5 тысяч тенге за неисполнение договорных обязательств поставщиков товаров (работ, услуг), 104 481,4 тысяч тенге по иным причинам и не освоены в связи с отсутствием остатка на наличном контрольном счете областного бюджета 179 742,0 тыс. тенге 200(МРП)  на гранты реализации новых бизнес идей из Национального фонда Республики Казахстан по бюджетной программе «Целевые текущие трансферты нижестоящим бюджетам» через Управление координации занятости и социальных программ Гарантированные трансферты в Отырарский район.

Из 29 администраторов бюджетных программ по 5 –ти администраторам бюджетных программ на конец года было сформировано неосвоение средств, существенное освоение средств произошло по управлениям общественного здравоохранения, координации занятости и социальных программ, общественного развития, цифровизации, государственных услуг и архивов, пассажирского транспорта и автомобильных дорог. В том числе:
По управлению общественного здравоохранения 282 347,5 тысяч тенге;
По управлению координации занятости и социальных программ области 184 417,9 тысяч тенге;
По управлению общественного развития области 76 588,3 тысяч тенге;
По управлению цифровизации, оказания государственных услуг и архивов области 65 851,0 тысяч тенге;
По управлению пассажирского транспорта и автомобильных дорог области 80 101,7 тысяч тенге;

— Анализ дебиторской и кредиторской задолженности
По состоянию на 1 января 2023 года дебиторская задолженность по областному бюджету составила 832 825,7 тыс. тенге, кредиторская задолженность – 2 496 975,2 тыс. тенге.
По состоянию на 1 января 2022 года дебиторская задолженность составила 956 240,3 тыс. тенге, кредиторская задолженность – 4 769 969,3 тыс. тенге.
Дебиторская задолженность в 2022 году по сравнению с 2021 годом уменьшилась на 123 414,6 тыс. тенге, кредиторская задолженность уменьшилась на 2 272 994,1 тыс. тенге.
Большая доля дебиторской задолженности, т.е. 96,6% (804 447,2 тыс. тенге) приходится на 5 администраторов областных бюджетных программ.
В частности, в областном управлении координации занятости и социальных программ — 32 840,8 тыс. тенге (3,9%), областном управлении цифровизации, государственных услуг и архивов — 12 454,3 тыс. тенге (1,5%), областном управлении строительства — 583 465,6     тыс. тенге (70,1%), областном управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог — 175 686,5 тыс. тенге (21,1%).
Значительная доля кредиторской задолженности областного бюджета, образовавшейся на 1 января 2023 года в сумме 2 496 975,2 тыс. тенге, 99,8% приходится на 4 администратора областных бюджетных программ.
В частности, областным управлением строительства 1 147 220,5 тыс. тенге (45,9%), департаментом полиции 747 401,7 тыс. тенге (29,9%), областным управлением развития человеческого потенциала 585 018,9 тыс. тенге (23,5%), управлением физической культуры и спорта 12 280,1 тыс. тенге (0,5%).

Оценка реализации Плана развития Туркестанской области на 2021-2025 годы
В Плане развития Туркестанской области на 2021-2025 годы запланировано 128 целевых индикаторов, по итогам 2022 года достигнуты 74 (61,2%) целевых индикаторов (4 частично выполнены), по 20 индикаторам не наступил статистической отчетный период, 27 индикаторов не достигнуто, по 7-ми индикаторам нет планового назначения на 2022 год то есть переходные на следующий год. В частности:

1-направление «Рост экономики региона»
Всего по направлению 40 индикаторов, в том числе выполнено 15, невыполнено 11 , не наступило сроки  13 и не согласовано плановое значение 1.

2-направление «Комфортная и безопасная зона для жизни»
  Всего по направлению представлено 37 индикаторов, в том числе 22 выполненных, 11 невыполненных, не просроченных 1 и не согласовано плановое значение 3.

3 -направление  «Обеспечение нового качества жизни»
 Всего по направлению 51 индикатор, в том числе 37 выполненных, 5 невыполненных,  срок не еаступивший  6 и плановое значение не согласовано 3.

 — Оценка эффективности реализации бюджетных инвестиционных проектов
 В 2022 году на реализацию инвестиционных проектов на начало года было выделено 121 819 860,0 тыс. тенге, что на конец года составило 213 386 063,0 тыс. тенге, или бюджет с начала года увеличился в 1,8 раза. При этом, за счет целевого трансферта из республиканского бюджета 24,7% или 52 787 122,0 тысяч тенге, 11% или 23 383 383,0 тысяч тенге за счет внутренних займов, 7,7% или 16 365 688,0 тысяч тенге за счет областного бюджета, 15,5% или 33 155 512,0 тысяч тенге за счет субвенций,  30,1% или 64 122 602,0 тысяч тенге за счет целевого трансферта из Национального фонда РК  и 11% или 23 571 756,0 тысяч тенге за счет гарантированного трансферта из Национального фонда РК. В том числе администраторам областных бюджетных программ выделено 58,4% или 124 536 658,0 тыс. тенге и бюджетам районов/городов 41,6% или 88 849 405,0 тыс. тенге.
Всего в 2022 году введено в эксплуатацию 96 объектов из 441 бюджетных инвестиционных проектов, 345 — переходящие к 2023 году.

— Оценка эффективности использования бюджетных средств по администраторам бюджетных программ
 В 2022 году достигнуты результаты по 200 из 220 бюджетных программ, реализованных по администраторам областных бюджетных программ, не достигнуты результаты по 20 бюджетным программам. Основные причины недостижения прямых и конечных  результатов имеют место в связи с незавершением конкурсом государственных закупок, за счет невыполнения условий договора с подрядчиком, отсутствиям обьема  выполнения выполняемых работ и несвоевременной поставки товаров.
Из 29 администраторов бюджетных программ, финансируемых из областного бюджета, 19 администраторов бюджетных программ были полностью достигнуты ожидаемые результаты, по 10 администраторам бюджетных программ не полностью достигнуты ожидаемые результаты.

— Эффективность деятельности и использования активов субъектов квазигосударственного сектора 
Согласно оперативным отчетам по результатам финансово–хозяйственной деятельности 60 субъектов квазигосударственного сектора за 2022 год, в том числе: 54 организации или 90% от общего количества с доходом; 4 организации или 6,6% с нулевым финансовым результатом; 2 организации или 3,3% окончили с убытками. тенге (входящий в управление инвестиций и экспорта АО «Управляющая компания специальных экономических зон» Туркестан «и в управление жилищного коммунального хщзяйства ,, ГКП» Оңтүстік энергосервис «).
Завершили с убытком АО «Управляющая компания специальных экономических зон» Туркестан «- в сумме 143581,0 тыс. тенге, ГКП» Оңтүстік энергосервис «- в сумме 49062,0 тыс. тенге.

Основные итоги работы Ревизионной комиссии за 2022 год
Ревизионной комиссией по Туркестанской области завершено 26 аудиторских мероприятий к 2022 году. В рамках аудиторского мероприятия охвачено 540 объектов аудита, объем средств, охваченных государственным аудитом, составил 989 601 264,3 тыс. тенге. Сумма выявленных нарушений составила всего 127 685 034,2 тыс. тенге, в том числе финансовые нарушения 117 009 530,0 тыс. тенге, неэффективно использованные бюджетные средства 3 900 739,6 тыс. тенге (в том числе сумма возможных потерь и упущенной прибыли 322 018,3 тыс. тенге), неэффективные планируемые средства 6 774 764,6 тыс. тенге.
Выявлено 1 380 нарушений процедурного характера.
Объем средств, подлежащих общему восстановлению и возмещению, составил 117 009 530,0 тыс. тенге, в том числе на 1 января 2023 года объем средств, подлежащий своевременному восстановлению и возмещению, составил 36 499 556,1 тыс. тенге, фактически восстановленный и погашенный объем средств составил 36 499 556,1 тыс. тенге или исполнен на 100,0% к отчетному периоду.
В рамках проведенных в 2022 году аудиторских мероприятий объем средств, подлежащих восстановлению и возмещению на 1 квартал 2023 года, составил 36 520 307,0 тыс. тенге, фактически восстановленный и погашенный объем средств составил 36 520 307,0 тыс. тенге или на 100,0% к отчетному периоду. Сумма, подлежащая возмещению и восстановлению, не составила 80 489 223,0 тысяч тенге.
Всего по итогам аудиторских мероприятий на объекты государственного аудита направлено 167 поручений и рекомендаций (131 поручение и 36 рекомендаций).
Всего по результатам проведенных аудиторских мероприятий к дисциплинарной ответственности привлечено 631 должностное лицо, в том числе 447 должностных лиц и 184 должностных лица.
В правоохранительные органы направлено 5 материалов, 1 материал находится в производстве, 2 материала оставлены без рассмотрения, по 2 материалам отказано в возбуждении уголовного дела.